Является ли заработная плата коммерческой тайной

Является ли размер заработной платы коммерческой тайной? Правомерно ли увольнение работника коммерческой организации за разглашение размеров заработной платы других работников? Если правомерно, то при соблюдении каких условий?

Оглавление:


Бесплатная юридическая консультация:

Ответ: Сведения о зарплате не могут являться коммерческой тайной, поскольку они являются элементом системы оплаты труда.

В то же время размер зарплаты является информацией, относящейся к персональным данным, распространение которой может являться основанием для увольнения работника по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ при соблюдении работодателем следующих условий:

— письменного оформления допуска работника к сведениям, составляющим охраняемую федеральным законом тайну, в рассматриваемой ситуации — к размерам зарплаты других работников;

— защита персональных данных работников от неправомерного их использования или утраты была обеспечена работодателем в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;

— доказанности факта разглашения работником персональных данных о зарплате другого/других работника/работников;


Бесплатная юридическая консультация:

— соблюдения порядка применения крайней меры дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 193 ТК РФ.

Обоснование: В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Статья 5 Закона N 98-ФЗ содержит перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Система оплаты труда является информацией, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне (п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).


Бесплатная юридическая консультация:

Несмотря на различия в терминах «система оплаты труда» и «заработная плата», по нашему мнению, сведения о заработной плате не могут являться коммерческой тайной, поскольку данные сведения по сути являются элементом системы оплаты труда. Данную позицию разделяют суды (см., например, Кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.07.2010 по делу N 8674/10, Определение Верховного суда Республики Коми от 09.02.2012 N/2012). Таким образом, отнесение сведений о размере заработной платы работников к коммерческой тайне и последующее увольнение работников за их разглашение по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может привести к восстановлению работника судом.

В то же время размер заработной платы, в силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», является персональными данными, информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Статья 7 указанного Закона предусматривает нераспространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 7 ст. 86 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по защите персональных данных работника от неправомерного использования или утраты. Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной и материальной ответственности, а также такое лицо привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 90 ТК РФ).

На основании пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе по причине разглашения персональных данных другого работника. Поскольку такое увольнение относится к крайней мере дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины, то при увольнении работника, разгласившего персональные данные, необходимо соблюсти порядок, предусмотренный ст. 193 ТК РФ. Кроме того, при расторжении трудового договора по указанному основанию необходимо доказать наличие допуска работника к сведениям, составляющим охраняемую федеральным законом тайну, и факт их разглашения. Такой допуск должен быть оформлен в виде письменного документа, в котором отражена информация, за разглашение которой работник может нести дисциплинарную ответственность в виде увольнения, фактические данные, указывающие на разглашение защищаемой законодательством тайны, могут подтверждаться актом работодателя, объяснениями свидетелей.


Бесплатная юридическая консультация:

Так, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ в п. 43 Постановления от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при оспаривании работником увольнения по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан представить доказательства того, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством, относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника, что эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался их не разглашать.

При этом работодатель должен учитывать тяжесть проступка и соразмерность меры дисциплинарного взыскания (см., например, Определение Московского областного суда от 16.09.2010 по делу N).

Источник: http://center-bereg.ru/z16542.html

Профессионально об актуальном: Заработная плата – это коммерческая тайна?

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 8 февраля 2018 г.

Информация о размерах заработной платы в организации может быть как «открытой», так и «закрытой» в зависимости от множества факторов.


Бесплатная юридическая консультация:

Так, информация о высокой заработной плате сотрудников привлекает квалифицированные кадры из других организаций, в том числе организаций-конкурентов. Разница в размерах заработной платы рядовых сотрудников и руководства является серьезным мотиватором карьерного роста, и, соответственно, качества и результата выполняемой работы.

С другой стороны, существенные различия в размерах заработной платы способствуют созданию конфликтной атмосферы внутри коллектива, падению мотивации к труду у некоторых сотрудников, так как они будут считать, что руководство недооценивает результат их труда. В случае увеличения заработной платы одному сотруднику с такой же просьбой к руководству обращаются другие сотрудники коллектива.

Мнения в обществе по поводу разглашения информации о размерах заработной платы разделились. Одни считают, что такие темы обсуждать совершенно неприемлемо, а задавать прямой вопрос о размере заработной платы – неприлично.

Другие считают обсуждение размеров заработной платы вполне обычной темой для разговоров и обсуждений.

Различный подход к разглашению сведений о заработной плате применяется в других государствах Европы. Так, например, в Германии такие сведения являются конфиденциальными. Обусловлено это не только некоторыми отличиями в менталитете. В Германии при трудоустройстве работник подписывает документ, в котором прописаны общие правила поведения в организации. В таком документе, как правило, содержится правило о неразглашении коммерческих тайн фирмы, к которым относится размер заработной платы сотрудника, в том числе премии и различного вида бонусы.


Бесплатная юридическая консультация:

В Англии в коллективе спокойно обсуждают заработную плату сотрудников, в том числе руководства.

Вначале рассмотрим, в каких случаях может устанавливаться коммерческая тайна.

Отношения, возникающие в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с правовой охраной коммерческой тайны, регулируются Законом Республики Беларусь от 5 января 2013 года № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне).

Коммерческая тайна – сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям настоящего Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны (ст. 1 Закона о коммерческой тайне).

Согласно ст. 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

  • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
  • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду.


Бесплатная юридическая консультация:

Статьей 6 Закона о коммерческой тайне установлены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Относительно трудового законодательства такими являются сведения:

  • о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
  • о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.

Размер заработной платы работников не относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну согласно ст. 6 Закона о коммерческой тайне. И формально могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Однако необходимо учитывать, что ограничения на установление режима коммерческой тайны в отношении заработной платы сотрудников организации установлены трудовым законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) статистические данные о средней заработной плате в организациях любых организационно-правовых форм не являются конфиденциальными.

Сведения о размере заработной платы конкретного работника могут являться легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями.

Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ст. 51 ТК наниматель обязан не позднее чем в пятидневный срок по просьбе работника, в том числе уволенного, выдать справку с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством.

Справка о размере заработной платы может понадобиться работнику для различных целей, например, для получения кредита, займа. В соответствии с п. 2.5 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», для назначения пособия по беременности и родам необходимо предоставить, в том числе, справку о размере заработной платы – в случае, если период, за который определяется среднедневной заработок для назначения пособия, состоит из периодов работы у разных нанимателей.

Режим коммерческой тайны – правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 1 Закона о коммерческой тайне).

Таким образом, установить режим коммерческой тайны в отношении размера заработной платы сотрудника не представляется возможным.

Однако наниматель имеет возможность отнести к коммерческой тайне систему оплаты труда, применяемую в организации, если такая система является уникальной.


Бесплатная юридическая консультация:

Система оплаты труда, как правило, детально прописывается в Положении об оплате труда организации. Коммерческой тайной может выступать система оплаты труда, составляющие ее элементы.

Необходимо учитывать, что при приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника с условиями оплаты труда, в том числе с Положением об оплате труда, в котором будет прописана система оплаты труда, применяемая у нанимателя.

Если наниматель применяет свою, уникальную систему оплаты труда, которая способствует мотивации персонала и росту производительности труда и, следовательно, имеет для него коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, он может установить в отношении нее режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности (ст. 8 Закона о коммерческой тайне).

Режим коммерческой тайны включает в себя комплекс мер, которые должен выполнить наниматель:


Бесплатная юридическая консультация:

  • ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с носителями коммерческой тайны, а также контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;
  • регулирование отношений, связанных с доступом работников к коммерческой тайне, на основании трудового договора (контракта), а также на основании обязательства о неразглашении коммерческой тайны, дополнительно заключаемого по требованию нанимателя с работником, получающим доступ к коммерческой тайне;
  • регулирование отношений, связанных с доступом контрагентов к коммерческой тайне, на основании гражданско-правового договора;
  • определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Кроме того, владелец коммерческой тайны вправе применять не запрещенные законодательством технические средства и методы защиты информации, а также другие меры, не противоречащие законодательству.

В свою очередь, работник имеет право обжаловать в судебном порядке принятие или изменение нанимателем отдельных мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, ограничивающих его права.

С целью выполнения комплекса мер для обеспечения режима коммерческой тайны необходимо издать локальный нормативный правовой акт (далее – ЛНПА), например, Положение о коммерческой тайне.

В таком ЛНПА должен содержаться перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну нанимателя, а также порядок выполнения должностными лицами комплекса мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны.

Работников, имеющих доступ к коммерческой тайне, необходимо ознакомить с Положением о коммерческой тайне под роспись.


Бесплатная юридическая консультация:

Должностные инструкции работников, имеющих доступ к коммерческой тайне, необходимо дополнить обязанностями по обеспечению режима коммерческой тайны.

Владелец коммерческой тайны может на носителях коммерческой тайны применять гриф «Коммерческая тайна» с указанием владельца коммерческой тайны (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для физических лиц – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина и место его жительства).

Наниматель обязан создать работникам необходимые условия для соблюдения установленного им режима коммерческой тайны (ст. 15 Закона о коммерческой тайне).

Если такие условия не будут созданы, наниматель не вправе требовать от работников сохранения коммерческой тайны.

Наниматель, являющийся владельцем коммерческой тайны, в связи с установлением режима коммерческой тайны вправе определить работников, с которыми необходимо заключить обязательство о неразглашении коммерческой тайны.


Бесплатная юридическая консультация:

В обязательстве о неразглашении коммерческой тайны необходимо определить:

  • права и обязанности сторон;
  • порядок доступа работника к сведениям, составляющим коммерческую тайну нанимателя и (или) третьих лиц, если наниматель имеет доступ к таким сведениям;
  • срок действия обязательства.

Наниматель может также предусмотреть в обязательстве условия:

  • о выплате работнику вознаграждения за выполнение обязательств, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны;
  • об ответственности работника за его нарушение.

Штейнер А.И., юрист, специалист по трудовому законодательству

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2018/march/28087/

Может ли размер заработной платы работников коммерческой организации являться коммерческой тайной?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Размер заработной платы работников коммерческой организации может являться коммерческой тайной.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 5 Закона N 98-ФЗ содержит перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Система оплаты труда является информацией, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне (п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ).

Исходя из смысла ст. 135 ТК РФ, система оплаты труда представляет собой совокупность правил, определяющих состав заработной платы, конкретные размеры тарифных ставок, окладов, должностных окладов, условия, порядок выплаты и размер доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, способ установления соотношения между выполненной работой и размером вознаграждения за нее, с учетом которого исчисляется заработная плата конкретных работников.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работникам предприятия устанавливается трудовыми договорами в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Иными словами, информация о размере заработной платы работников не тождественна информации о системе оплаты труда.


Бесплатная юридическая консультация:

Так как сведения о размере заработной платы работников в перечне сведений, не подлежащих отнесению к коммерческой тайне, не поименованы, размер заработной платы работников формально может быть отнесен к коммерческой тайне коммерческой организации.*(1)

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон «О персональных данных») сведения о доходах физического лица относятся к его персональным данным. В силу ч. 1 ст. 7 Закона «О персональных данных», ст. 88 ТК РФ в отношении персональных данных работника должен соблюдаться режим конфиденциальности.

Вместе с тем, исходя из смысла указанных норм, работодатель не вправе запретить самому работнику разглашать сведения о его заработной плате.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Баркова Светлана

Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Барсегян Артем

30 ноября 2010 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Следует, однако, иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 3 Закона N 98-ФЗ информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Таким образом, в случае возникновения судебного спора, организации придется доказать, что сведения о размере заработной платы работников имеют коммерческую ценность и являются секретом производства.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/282475.html

Адвокат Анисимов

Представительство и защита в суде

Зарплата является коммерческой тайной

Пришел запрос из банка, что для оформления кредитной карты работницы необходимо подтвердить факт ее работы в организации, а также предоставить сведения о заработной плате, больничных, отпусках, командировках. Банк указал, что эти данные не являются персональными данными. Если нужно согласие работницы, то в какой форме?


Бесплатная юридическая консультация:

Персональными данными является любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных)).

К ним относятся:

  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);
  • финансовое положение. Сведения о заработной плате также являются персональными данными (Письмо Роскомнадзора от 07.02.2014 N 08КМ-3681);
  • прочие сведения, которые могут идентифицировать человека.

Статья: Защищаем секреты фирмы от разглашения работниками (Кокурина М.А.) («Главная книга», 2018, N 3)

Размер заработной платы не может быть коммерческой тайной.

Например, не получится наказать работника за то, что он обсуждает размер собственной заработной платы с коллегами.


Бесплатная юридическая консультация:

Вместе с тем размер зарплаты относится к персональным данным сотрудника. И такая информация получит судебную защиту в случае, когда ее разглашает работник, допущенный к работе с персональными данными или получивший ее незаконным способом.

Пункт 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ; ст.

Размер зарплаты — тайна?

В отдельных организациях, в том числе в органах власти прямо предусмотрено, что сведения об отпусках, командировках и больничных относятся к персональным данным.

Приказ Росстата от 09.08.2013 N 316 (ред. от 03.11.2015) «Об утверждении Положения об обработке и защите персональных данных в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики, связанных с реализацией служебных или трудовых отношений»

Подсистема исполнения и контроля исполнения бюджета ИВС Росстата в части ведения бухгалтерского учета и управления финансово-экономической деятельностью Федеральной службы государственной статистики в модуле «Зарплата и кадры бюджетного учреждения» содержит персональные данные государственных служащих центрального аппарата Росстата и включает:


Бесплатная юридическая консультация:

  • должность субъекта персональных;
  • номер приказа и дату приема на работу (увольнения) субъекта персональных данных;
  • сведения о доходах с предыдущего места работы;
  • сведения об отпусках, командировках, больничных листах субъекта персональных данных.

Передача персональных данных работника третьим лицам возможна только с его письменного согласия.

Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работников

Работодатель вправе осуществлять передачу персональных данных работника третьим лицам, в том числе в коммерческих целях, только с его предварительного письменного согласия (абз. 2, 3 ч. 1 ст. 88 ТК РФ).

Перед передачей персональных данных работодатель должен предупредить третье лицо о том, что они могут быть использованы только в тех целях, для которых были сообщены.

При этом у третьего лица необходимо получить подтверждение того, что такое требование будет им соблюдено (абз. 4 ч. 1 ст. 88 ТК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС

Может ли размер заработной платы работника составлять коммерческую тайну?

Основная часть работающих граждан получают доходы в виде заработной платы.

Работодатель запрещает разглашать зарплату. Это законно?

Ее размер зависит как от конкретных обязанностей работника, так и от самого работодателя. Часто в ответ на вопрос о размере зарплаты мы слышим, что это коммерческая тайна, а так ли это на самом деле? Можно ли озвучивать размер зарплаты конкретного работника? Может ли сам работник предоставлять информацию о своем заработке третьим лицам?

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Федеральный закон N 98-ФЗ) коммерческой тайной признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В качестве информации, составляющей коммерческую тайну, могут выступать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Конфиденциальная информация должна охраняться ее обладателем. При разработке мер по охране конфиденциальности информации необходимо определить перечни информации, составляющей коммерческую тайну. На материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Также обязательно разрабатывается положение об ограничении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением. Кроме этого, необходимо регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, а также ведется непрерывный учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.

И конечно, при защите конфиденциальной информации используются средства технической защиты.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 98-ФЗ меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными при выполнении двух условий: исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя и обеспечивается возможность использования конфиденциальной информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Таким образом, информация, представляющая собой коммерческую тайну, имеет особый правовой режим, нарушение которого влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Среди них — информация о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате заработной платы. Понятие системы оплаты труда в законодательстве прямо не разъясняется. Исходя из смысла ст. 135 ТК РФ под системой оплаты труда следует понимать совокупность правил определения заработной платы, включающую в себя как способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого строится порядок исчисления заработка работника, так и конкретные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов). В систему оплаты труда включаются также условия, порядок выплаты и размеры доплат и надбавок компенсационного и (или) стимулирующего характера, премий. То есть это весь комплекс условий оплаты труда. Таким образом, можно сделать вывод, что размер заработной платы работника не является коммерческой тайной.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, должны представлять собой информацию о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере или иные сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. Информация о размере заработной платы такими свойствами не обладает.

Вместе с тем среди специалистов иногда высказывается мнение, что в перечне сведений, не составляющих коммерческую тайну, названы сведения о системе оплаты труда, которую следует рассматривать исключительно как способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, в связи с чем размер заработной платы работников формально может быть отнесен к коммерческой тайне организации. Однако, на наш взгляд, такой подход не оправдан: содержание понятия системы оплаты труда определяется достаточно четко в соответствии со ст. 135 ТК РФ, согласно которой размер окладов входит в данное понятие. Отметим, что в теоретической литературе понятие системы оплаты труда нередко используется исключительно в узком понимании — как способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него.

Точка зрения автора находит свое подтверждение в судебной практике, при этом оговоримся, что судебных решений по данному вопросу мало.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.07.2005 N А/суд правомерно удовлетворил требования акционера общества в части предоставления копии штатного расписания. При этом довод общества, что штатное расписание является коммерческой тайной и его истребование означает распространение информации о сотрудниках общества без их согласия, суд отклонил, поскольку оно не отнесено законодательством к документам, в которых может содержаться коммерческая тайна, и не содержит подлежащую защите информацию о персональных данных работников.

При этом суд обратил внимание на то, что штатное расписание в силу прямого указания п. 5 ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ не относится к документам, в которых может содержаться коммерческая тайна, так как именно в нем содержатся данные о численности, составе работников, системе оплаты труда.

Более того, в соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня его подачи выдать работнику копии документов, связанных с работой: копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, периоде работы у данного работодателя и др. В случае отнесения сведений о заработной плате к информации, составляющей коммерческую тайну, такое было бы невозможно.

Заметим, что в соответствии с пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника, является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что разглашение информации о собственной заработной плате не может повлечь указанных последствий.

Таким образом, установление работодателем режима коммерческой тайны в отношении размера заработной платы не имеет никакого юридического значения. Даже если издано соответствующее положение, работники не обязаны его соблюдать.

Однако при разглашении сведений о заработной плате других работников, которые стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, поскольку сведения о заработной плате принято относить к категории персональных данных. Напомним, что согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Источник: http://advokatnasimov.ru/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD/

Является ли заработная плата работника коммерческой тайной и конфиденциальной информацией?

Является ли заработная плата работника коммерческой тайной и конфиденциальной информацией? На основании какого законодательства ?

Ответы юристов (1)

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне»:

« Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;»

Таким образом размер заработной платы коммерческой тайной быть не может. Основание — статья 5 Закона 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В то же время размер зарплаты конкретного работника является его персональными данными и в таковом качестве охраняется Законом 152-ФЗ «О персональных данных». Т. е. Вы сами на добровольной основе можете сообщать размер своих доходов кому угодно, а ваш работодатель — нет (не кому угодно, а только в случаях предусмотренных законодательством)

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question//

Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Вопрос:

Может ли использоваться режим коммерческой тайны в отношении отдельных сторон внебюджетной деятельности БУ и его доходов от оказания платных услуг, которые не входят в состав госзадания?

В соответствии с федеральным законодательством о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений[1]:

Содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах в соответствующие государственные реестры.

Содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности.

О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов.

О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения.

О численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест.

О задолженности работодателей по выплате зарплаты и социальным выплатам.

О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их совершение.

Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.

О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (НКО), о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО.

О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица.

Обязательность раскрытия которых или запрет ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Исходя из приведенных позиций БУ не может отнести к коммерческой тайне следующие сведения, касающиеся оказания им платных услуг (выполнения платных работ), не включенных в государственное или муниципальное задание:

о наличии имущества, которое используется для оказания услуг (выполнения работ), – позиции 3 и 9 вышеприведенного списка. Здесь сразу же напомним, что бюджетное учреждение является НКО [2].

о доходах, полученных от оказания услуг (выполнения работ), – позиция 9.

о расходах, связанных с оказанием услуг, – позиция 9.

о численности и размере оплаты труда сотрудников, задействованных в оказании услуг (выполнении работ), – позиция 9.

Кроме того, отметим, что к позиции 11 также относятся сведения, открытость и доступность которых БУ должны обеспечивать в соответствии с федеральным законодательством об НКО[3], о контрактной системе и Законом № 223-ФЗ[4]. Поэтому дополнительно к указанным выше данным, которые не могут быть предметом коммерческой тайны, и применительно к деятельности БУ по оказанию платных услуг (выполнению платных работ) вне рамок государственного или муниципального задания можно выделить следующие сведения:

1) план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

2) годовая бухгалтерская отчетность;

3) планы закупок и планы-графики закупок;

4) заключенные договоры о закупке товаров (работ, услуг);

5) перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, с указанием потребителей указанных услуг (работ);

6) перечень документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о госрегистрации, лицензии и другие разрешительные документы);

7) количество штатных единиц учреждения (указываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения на начало и на конец отчетного года);

8) средняя заработная плата сотрудников;

9) изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах);

10) общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба от недостач и хищений материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей;

11) изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных планом ФХД относительно предыдущего отчетного года (в процентах), с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;

12) суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ);

13) цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода);

14) общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей);

15) количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры.

16) суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных планом ФХД;

17) суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных планом ФХД;

18) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

19) общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

20) общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

21) количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

22) объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления;

23) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет средств, выделенных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, учреждению на указанные цели;

24) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет доходов, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Обратите также внимание на то, что приведенный перечень может быть не исчерпывающим – учредитель, устанавливая порядок составления публичного отчета своих подведомственных учреждений о результатах их деятельности, вправе его расширить.

Таким образом, возможности БУ по «сокрытию» каких-то сведений о себе достаточно ограничены. К коммерческой тайне учреждение может отнести, пожалуй, только информацию о технологиях (методиках) оказания платных услуг (например, используемые неполные патенты, программные продукты, какие-то технологии производства продукции), информацию о проведенных маркетинговых исследованиях. При этом в первом случае следует помнить о требованиях, установленных федеральным законодательством о защите прав потребителей в части права потребителей на информацию о товарах (работах, услугах)[5] – например, от потребителя нельзя скрывать сведения об использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если содержание последних в таком компоненте более 0,9%).

Вопрос:

В бюджетном образовательном учреждении действует здравпункт. Вправе ли учреждение оплачивать труд работающего там персонала из средств субсидии на выполнение госзадания? При этом само задание не включает в себя оказание медицинской помощи.

В соответствии с гражданским законодательством БУ обладает самостоятельностью в расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности (абз. 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ). В трактовке п. 14 ч. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям, тоже являются доходами, однако фактически законодатель, конечно, наделил БУ самостоятельностью только в расходовании средств, полученных от оказания платных услуг (выполнения платных работ). Поэтому расходовать средства субсидии, предоставленной учреждению на выполнение госзадания, следует все-таки с согласия учредителя.

На практике ответ на данный вопрос зависит еще и от того, функционирует ли здравпункт в учреждении все-таки ради выполнения госзадания или абсолютно независимо от него. Само задание может и не включать указания на предоставление медпомощи, но в соответствии с каким-то правилами или стандартами оказание образовательных услуг по заданию должно сопровождаться наличием возможности оказать в случае необходимости медпомощь (например, при обучении плаванию). Если же работа здравпункта связана исключительно с оказанием учреждением платных услуг вне рамок задания, оплачивать работу сотрудников здравпункта из средств субсидии категорически не рекомендуется. На практике контрольные органы предъявляют учреждениям по этому поводу претензии, требуя от них финансировать деятельность по предоставлению платных услуг из внебюджетных средств, а при судебном обжаловании этих претензий суды не поддерживают позицию учреждений[6].

Вопрос:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (спортивная школа) за счет внебюджетных средств приобрело оборудование в тренажерный зал. Данное имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется при оказании платных услуг. Кто должен оплачивать расходы на содержание этого имущества – учредитель или само учреждение?

Движимое имущество БУ может являться особо ценным или не относиться к этой категории[7]. При этом к особо ценному учредитель может отнести и имущество, которое приобретено учреждением за счет внебюджетных средств: критерии включения имущества учреждения в состав особо ценного не содержат ограничений в отношении финансового источника его приобретения[8]. В свою очередь, финансовое обеспечение выполнения БУ государственного или муниципального задания осуществляется учредителем, в том числе с учетом расходов на содержание особо ценного движимого имущества – за исключением случая, если учреждение сдает его в аренду (абз. 2 и 3 ч. 6 ст. 9.2 Закона об НКО).

Если движимое имущество не отнесено учредителем к категории особо ценного, то все расходы на его содержание несет учреждение.

Таким образом, если указанное в вопросе имущество не отнесено учредителем к категории особо ценного движимого, то все расходы на его содержание должно нести само учреждение. А вот если отнесено, необходимо учитывать, как учредитель понимает приведенную в федеральном законодательстве формулировку «с учетом расходов» (см. выше) – ведь конкретные правила финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания устанавливаются на уровне конкретного учредителя (ч. 7 ст. 9.2 Закона об НКО), причем иногда индивидуально, применительно к конкретным учреждениям. Например, в отношении федеральных БУ действует условие, согласно которому учитываются все затраты на содержание любого такого имущества[9], хотя общей нормативной тенденцией на всех уровнях является исключение с 2019 года из расчета объема субсидий на выполнение заданий затрат, связанных с содержанием имущества, не используемое для выполнения заданий[10].

Вопрос:

Обязано ли БУ публиковать на официальном сайте (bus.gov.ru) расчеты (обоснования) по выплатам, являющиеся справочной информацией к плану ФХД?

В соответствии с общефедеральными требованиями к составлению и утверждению плана ФХД расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам учреждения прилагаются к представляемому на утверждение проекту плана, а план ФХД бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения, если иное не установлено учредителем[11] («иным» на практике может быть утверждение плана самим учредителем). Таким образом, функция этих документов, носящих справочный характер (что отдельно обозначается в указанных требованиях), фактически заключается в том, чтобы обосновать общие цифры по плановым выплатам, которые будут затем зафиксированы в утвержденном плане. В состав самого плана ФХД эти документы не входят, упоминание о них также отсутствует в правилах предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением и ее размещения на официальном сайте[12]. Поэтому размещать эти документы на сайте bus.gov.ru не требуется.

[1] Статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

[2] Часть 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

[3] Часть 3.3 ст. 32 Закона об НКО, Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества», утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 114н.

[4] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[5] Статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 №«О защите прав потребителей».

[6] См., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 01АП-1901/2018 по делу № А/2017.

[7] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО, Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

[8] Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 №/56069.

[9] Подпункт «в» п. 20 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. В данном положении также есть норма, по которой учредитель несет только часть расходов по содержанию имущества учреждения, которое не используется для выполнения госзадания (п. 34), но так как речь идет только об электрической и тепловой энергии, фактически эта норма касается исключительно недвижимого имущества.

[10] Например, Постановление администрации Каменского района от 10.11.2017 № 1101 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

[11] Абзац 2 п. 11 и п. 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[12] Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/973961.html